Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Подход Уолдона на практике


 

Каждое занятие по Уолдону должно продолжаться около 20 минут. Начинайте и заканчивайте развитием представлений о размеще­нии предметов в пространстве — это одно из самых простых действий; однако на каждом занятии ребенок должен практиковаться и в трех-четырех других навыках. Пройдя последовательность из нескольких навыков, затем повторяйте ее в обратном порядке и возвращайтесь к тому, с чего начали.
  

— Усадите ребенка за стол. Сами сядьте рядом или за его спиной.

— Предложите ему выполнять задания сначала одной, затем другой рукой. Разложите подсобные материалы по всему сто­лу, чтобы ему приходилось тянуться за ними. Постарайтесь внести в его движения ритмичность.

— Сначала продемонстрируйте ребенку, что он должен сделать, используя метод «рука в руке» или простое указание. Когда он понимает, что должен сделать, прекратите помощь и позвольте ему действовать самостоятельно.

— Постепенно усложняйте задания: они должны требовать от ребенка все больших физических усилий и большей точности.

В методике Уолдона используются простые и хорошо знако­мые ребенку предметы: игрушки, баночки из-под йогурта, крыш­ки от бутылок, пробки и т. п. Не выбрасывайте такие вещи.

Чтобы ребенку было удобнее, вы можете сделать «парную до­ску», показанную на рисунке. Не обязательно выстругивать доску из дерева, можно расчертить ячейки на листе бумаги или картона.

 

Обучение когнитивным навыкам по Уолдону

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Попросите ребенка сложить предметы в коробку. Он должен тя­нуться к предметам и использовать попеременно то одну, то дру­гую руку, соблюдая при этом определенный ритм. Используйте много удобных в обращении предметов примерно одинакового размера и веса. Вы можете разместить предметы как на столе перед ребенком, так и в разных концах комнаты, чтобы ему приходилось вставать, ходить за ними и возвращаться на свое место. Используйте емкости с узкими отверстиями, чтобы ребенку приходилось применять некоторую физическую силу, проталкивая предмет в отверстие.

 


РАЗДЕЛЕНИЕ    ПРЕДМЕТОВ                                                                                        

Положите перед ребенком несколько предметов, принадлежащих к двум различным категориям (например, кубики разных цветов, крышки от бутылок разной формы, столовые и чайные ложки). Смешайте их в кучу, затем предложите ребенку разложить их по разным емкостям. Постепенно усложняйте задачу, делая различия между предметами все менее очевидными. Например, начните с группы пуговиц и группы крышек от бутылок. Затем поощряйте ребенка различать схожие предметы по абстрактным признакам, например раковины разного размера или различной формы. 

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРЫ                                                                                      

Попросите ребенка объединить в пары предметы, лежащие перед ним. Пусть он берет по одному парному предмету в каждую руку, ударяет ими друг о друга, а затем бросает в емкость. Выби­райте пары по типу, цвету, размеру и т.д.

 

подбор ПО сходству

Разложите на столе различные предметы и попросите ребенка подобрать схожие по цвету, размеру, текстуре и т. д. Пусть ребе­нок разложит их на группки.

 

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ   ВНИМАНИЯ

Эта методика предназначена для развития способности выпол­нять последовательность из нескольких различных действий. Начните с двух элементов; например, попросите ребенка класть в емкость по очереди кубики и баночки из-под йогурта. Последова­тельность из трех действий: предложите ребенку отрывать от ба­ночек из-под йогурта крышки и складывать баночки в одну емкость, а крышечки в другую. Последовательность из четырех действий: положите перед ребенком карточки с изображениями четырех разных животных и карточки, раскрашенные в четыре разных цвета. Дайте ребенку конверт, окрашенный в один из этих цветов, с изображением одного из этих животных. Ребенок должен открыть конверт (1), выбрать карточку с животным (2), вы­брать цветную карточку (3) и положить все в емкость (4). Затем можно перейти к последовательностям из пяти и более действий.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОРУДИЙ

Для начала научите ребенка пользоваться простыми инструментами, например, играть на ксилофоне, насыпать горстями в емкость рис или крупу, наливать воду, с помощью щетки и совка сме­тать с пола пуговицы, камешки или раковины. Затем переходите к более сложным орудиям: ножницам, кисточке и авторучке. На­пример, научите ребенка вырезать из бумаги простые фигуры, раскрашивать простые рисунки, копировать их или соединять точки линиями.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ КУБИКОВ

Начните с башен, затем переходите к более сложным формам-мостам, пирамидам и т.д. Постепенно переходите к воспроизведе­нию еще более сложных конструкций. Используйте кубики раз­личных размеров и форм, детские конструкторы и т.п.

 

УЗНАВАНИЕ   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

Начните с простой последовательности цветов: например крас­ный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка скопировать и продолжить эту последовательность. Постепенно усложняйте задачу: вводите другие цвета, затем другие понятия (форма, раз­мер). Например: маленький, большой, маленький, большой, или: средний, маленький, большой, средний, маленький, большой и т.п. выстраивайте последовательности в разных направлениях. Може­те использовать бусины, пуговицы, кубики и т.п.

Методика "Хайскоуп» («Мягкий старт»)                   

«Хайскоуп» — это методика работы с детьми, основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Программа «Хайскоуп» разработана в США около 30 лет назад и к настоящему времени уже не менее 10 лет используется в детских садах и школах Великобритании.

Цель методики «Хайскоуп» — с раннего возраста развивать в детях такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор, интерес к обучению и чувство ответственности. Положительное отношение к обучению, выработанное благодаря «Хайскоуп», сохраняется у ребенка в течение всей жизни1.                                  

Адаптация «Хайскоуп» для занятий в домашних условиях называется «Мягкий старт». Эта программа не предназначена специально для детей с особыми нуждами, однако общий подход и мно­гие идеи могут оказаться полезными в нашем случае. Существуют курсы и руководства по программе «Мягкий старт»: ниже я приво­жу лишь общие сведения.

 

Активное обучение                                      

Дети познают мир и совершенствуют свои навыки не только бла­годаря наблюдению и выполнению инструкций, но и прежде все­го через активные игры. «Хайскоуп» предлагает поощрять детей к исследованию, экспериментированию и игре следующими спо­собами:

— Предлагать детям множество разнообразных материалов для игры и экспериментирования.

— Позволять им играть с самыми различными предметами и изучать их свойства.

— Предоставлять им свободный выбор занятий.

— Разговаривать с ними и позволять им разговаривать во вре­мя игры.

— Предлагать помощь и поддержку в решении проблем, но не давать указаний и не решать проблемы за детей.

«Хайскоуп» предлагает поощрять в детях стремление к неза­висимости, предоставляя им возможность самостоятельного выбо­ра и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей.

Если вы хотите практиковать программу «Мягкий старт», обес­печьте ребенка разнообразными материалами для игры и исследо­вания. Храните их так, чтобы они были легко доступны для ребен­ка. Снабдите каждую емкость соответствующей картинкой, чтобы ребенок мог легко найти нужную вещь, и приучите его после игры убирать вещи на свои места. Объясните также, что вещи делятся, на свои и чужие, и чужие вещи трогать нельзя.

Например, поставьте на кухне маленький, в рост ребенка, шкаф­чик, где будет храниться «его» посуда — набор разнообразных ло­жек, кружек, тарелок и т.п. Когда вы готовите, пусть ребенок играет рядом с вами и подражает вашим действиям. При необходи­мости вы можете в мягкой, недирективной форме предлагать ребенку новые идеи и решения проблем («Может быть, стоит по­пробовать вот так?»); но не указывайте ему, что делать, дайте свободу для познания и эксперимента.

 

Планирование, проведение и оценка

Вторая основная идея «Хайскоуп» — ребенок должен сам решать, чем и как ему заниматься. Он должен уметь разрабатывать план игры, находить нужные игрушки, по окончании игры убирать их на место и оценивать, как прошла игра. Таким образом ребенок приучается как обдумывать свои действия перед тем, как что-либо предпринять, так и оценивать результат по его достижении.

Вы можете предложить ребенку выбрать занятие с помощью набора картинок и рисунков, изображающих, например, куколь­ный домик, кубики, краски, железную дорогу или пазл. Пусть ребе­нок сам выберет, чем ему сейчас хочется заняться, и распланиру­ет свое занятие.

Понятно, что ребенок дошкольного возраста способен плани­ровать лишь на весьма ограниченном уровне, например, достать игрушки с полки, выбрать комнату для игры и т.д. Затем

ребенок занимается выбранным делом, при необходимости с вашей помо­щью. Если он бросает

 

  


1 Schwenhart, L.J. and Weikart, D.P. (1997) Lasting Differencies: The High/ Scope, Pre-school. Curriculum Comparison Study through Age 23. Ypsilanti, Michigan: High/Scope Press.

свое дело и начинает заниматься чем-то другим, не следует его останавливать, но вы должны заметить вслух, что он изменил свои планы.

Закончив, ребенок убирает игрушки и другие подсобные материалы на свои места и рассказывает или показывает вам то, что он сделал. Обсуждение успехов ребенка повышает самооценку.

Безусловно, программа «Мягкий старт» достаточно сложна для выполнения: нелегко поставить в каждую комнату «детский» шкафчик и разрешить ребенку постоянное экспериментирование. Однако в любом случае следует подумать о том, соответствует ли обстановка в вашем доме потребностям ребенка: например, может ли он самостоятельно достать с полки любимую книгу или вынужден каждый раз просить об этом вас. Программа «Мягкий старт» во многом полезна для ребенка: он учится делать выбор и прини­мать решение, становится более ответственным и самостоятель­ным. Однако «Мягкий старт» не должен превращаться в равноду­шие к ребенку. Предоставляя ребенку самостоятельность, одно­временно проявляйте внимание к нему и его деятельности, на­пример, если он хочет рисовать, обсудите вместе, где он хочет расположиться, что собирается нарисовать, на какой бумаге и каки­ми красками. А после рисования обязательно попросите показать вам рисунок и спросите ребенка, как он сам считает, хорошо ли у него получилось.
 
 
 
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0