Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Социальное развитие


 

ТЕОРИЯ

 

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие начинается, когда ребенок осознает себя отдельным существом, отличным от матери и других людей, и приобретает понятие о себе и своей личности. Осознав свою индивидуальность, он начинает приобретать навыки, позволяю­щие жить в обществе — в семье, среди родных, друзей, товарищей по детскому саду и соседей. Ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, делиться своими вещами, соблюдать оче­редь, жить по общепринятым правилам, имеющимся в любом обществе.

 

Хронологическое развитие

Новорожденный

Едва родившийся ребенок — уже «общественное животное». Он не любит оставаться один, находит утешение и чувствует себя в безопасности, когда другие люди, в особенности мать, берут его на руки и ласкают. Он плачет, чтобы привлечь внимание взрослых и побудить их удовлетворить его нужды.

 

Интерес к людям

Ребенок с рождения проявляет к человеческому лицу больше ин­тереса, чем к каким-либо другим предметам. Даже при ограничен­ном зрении новорожденный скоро начинает рассматривать лица (как реальные, так и их изображения) и устанавливать зрительный контакт.

В возрасте нескольких недель младенец, как правило, уже уме­ет улыбаться. Улыбка вызывает у взрослых немедленную положи­тельную реакцию и привлекает их внимание к ребенку. Какой родитель устоит перед улыбкой малыша? То же действие оказывает младенческое воркование и лепет. Так ребенок получает важней­ший урок: обнаруживает, что, улыбаясь и издавая звуки, привлека­ет внимание взрослых и получает то, что ему нужно. Кроме того, он понимает, что не может обойтись без других людей: это очень важно, поскольку именно с помощью окружающих дети получают первые знания о себе и о мире, в котором им предстоит жить.

 

Предвкушение знакомых занятий

Постепенно ребенок начинает понимать, что происходит вокруг, и по знакомым сценам и звукам предугадывать то, что должно про­изойти. Он понимает: шум воды, льющейся из крана, говорит о том, что предстоит купание, а вид пальто и ботинок означает, что ребенок сейчас отправится на прогулку. Родители замечают: ребе­нок предугадывает подобные события и выражает по этому поводу радость и нетерпение. Так, ребенок, заслышав шум воды и видя, что с него снимают рубашечку, начинает радостно повизгивать и дрыгать ножками в предвкушении купания.        

Это кажется очевидным, но на самом деле умение предсказы­вать события очень важно; без него мы не могли бы понимать, что происходит вокруг нас, и чувствовать себя уверенно в окружаю­щем мире. На этом навыке основывается наша способность управ­лять своей жизнью.

 

Понятие своего «Я»

Постепенно ребенок начинает понимать, что он — самостоятель­ное существо, отдельное от матери. Исследуя собственное тело, он узнает, что может сделать и что способен почувствовать. Он понимает, что способен контролировать собственные движения, но не может управлять движениями других людей что, если сунет свою ногу в рот, в ней возникнут какие-то ощущения, а если возьмет в рот пальцы отца, то этого не произойдет. Приблизи­тельно в то же время дети усваивают концепцию постоянства объектов (об этом см. выше, в гл. 3). Поначалу ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты: ему кажется, что она ис­чезает навсегда. Но со временем он понимает, что мать про­должает существовать, хотя ее и не видно, и обязательно к нему вернется.

Соблюдение очередности

Приобретение этого навыка легче всего проследить в «разговоре» родителей с младенцем. Например, отец что-то говорит ребенку: тот «отвечает» воркованием, а затем замолкает, чтобы дать сказать отцу. Такая «беседа» с чередованием «реплик» может продол­жаться довольно долго. Умение соблюдать очередность очень важ­но для приобретения речевых навыков, поэтому подробно оно описано выше, в гл. 4; однако важно оно и для развития соци­альных навыков, поскольку полноценная жизнь в обществе невоз­можна без способности обращать внимание на окружающих и на их нужды.

 

Привлечение внимания взрослых

Новорожденный привлекает к себе внимание криком, предостав­ляя родителям самим разбираться, хочет ли он есть, спать, сме­нить подгузник или просто скучает без материнской ласки. Скоро родители начинают распознавать разные типы плача, обозначаю­щие голод, боль, усталость или скуку. Позднее ребенок переходит к более утонченным методам общения. В различных ситуациях он издает разные звуки. Это еще не слова, но важные предшествен­ники слов — осмысленные звуки, имеющие определенное значе­ние и служащие для взаимодействия с другими людьми.

Можно привести такой пример: проснувшись утром, ребенок начинает не столько плакать, сколько кричать, таким образом со­общая родителям, что проснулся и хочет с ними пообщаться. Дру­гой пример: когда мать играет с ребенком, он гулит и улыбается, сообщая, что доволен игрой и хочет продолжения.

Постепенно ребенок понимает, что способен влиять на окру­жающих и отчасти управлять их поведением. Он начинает пони­мать смысл социального взаимодействия, иными словами, осознает, что взрослые могут сделать для него то, на что не способен он сам. Если родители не интересуются ребенком и не отвечают на его попытки общаться, ребенок теряет интерес к людям, что са­мым пагубным образом сказывается на его развитии.

На ранних стадиях развития социальных навыков закладыва­ются многие поведенческие проблемы. Ребенок, получающий вни­мание и интерес взрослых в награду за хорошее поведение, ско­рее вырастет понятливым и послушным, чем тот, на которого не обращают внимания, пока он не поднимает шум. Есть опасность, что этот второй и в будущем будет вести себя неадекватно, пыта­ясь привлечь к себе внимание.

 

Узнавание знакомых и боязнь чужих лиц

Новорожденный очень быстро начинает узнавать родителей по запаху и голосам, которые слышал еще до рождения. Поначалу младенцы не боятся незнакомцев, поэтому совсем маленьких де­тей спокойно показывают родне и знакомым. Однако позже ребе­нок начинает узнавать лица родителей, родных и друзей, часто бывающих в доме, а незнакомцев стесняется или пугается. Только со временем, когда ребенок понимает, что взрослые не причинят ему вреда, страх перед незнакомыми людьми проходит.

 

Совместная деятельность и подражание

Во время освоения ранних навыков физического развития, таких как умение садиться, ходить или класть предметы в коробку, ребе­нок обычно поглощен собой и экспериментирует в одиночку. Он только терпит вмешательство взрослых, но обращается к ним лишь тогда, когда ему что-то нужно.

Затем ребенок начинает действовать вместе со взрослым: играет в простые игры типа «ладушек», выполняет простые прось­бы («Иди сюда», «Дай чашку»). Он участвует в играх, предложен­ных взрослыми: например вместе с родителями кормит куклу или играет с ними в мяч.

В то же время ребенок начинает подражать взрослым прежде всего в их работе по дому, пытается так же, как они, вытирать стол или подметать пол. Он копирует жесты взрослых, например при­кладывает палец к губам или машет рукой в знак прощания. Под­ражая манерам и поведению тех, кого видят вокруг себя, дети учатся жить в обществе.

 

Умение делиться и соблюдать очередность в игре

Когда ребенок осознает себя отдельной личностью и усваивает представление о постоянстве объектов (см. гл. 3, с. 28), у него развивается чувство собственности: он неохотно делится своими игрушками и иными вещами с другими детьми. Точно также нет у маленьких детей умения делиться вниманием взрослых: ребенок может, например, требовать, чтобы книжку читали только ему, а не его братьям, сестрам и друзьям. Постепенно ребенок приуча­ется делиться своими игрушками с товарищами и соблюдать оче­редность в играх, поскольку видит, что в конечном счете он оста­ется в выигрыше. Если он дает другу поиграть своей игрушкой, та в конце концов обязательно к нему возвращается, а друг в ответ делится своими игрушками.

 

Проверка границ

По мере формирования своего «Я» у ребенка появляются собст­венные желания, далеко не всегда совпадающие с желаниями ро­дителей. На раннем этапе бывает достаточно его отвлечь. Напри­мер, если ребенок хочет игрушку, которой сейчас играет кто-то другой, он может рассердиться, но тут же отвлечется, если дать ему другую, столь же интересную игрушку.

Позже ребенок становится более целеустремленным: легко отвлечь его не удается, а если ему противоречить, он может отве­чать вспышками гнева.

Ребенку необходимо знать, каковы правила и границы прием­лемого поведения. Он старается проверить эти границы и узнать, насколько они незыблемы. Обнаружив, что границы установлены раз навсегда и не подлежат изменению, ребенок успокаивается, чувствует себя в безопасности и в дальнейшем без труда следует установленным правилам. Если родители постоянны и настойчи­вы в своих требованиях к ребенку, он проходит через этот период достаточно быстро, а его чувство ответственности и любовь к ро­дителям от этого возрастают. Если же родители часто меняют правила или смягчают свои требования, повинуясь капризам ре­бенка, такому ребенку гораздо труднее понять, как же надо себя вести.

Не стоит бояться «дурного» поведения ребенка в период про­верки границ: нарушая правила, он познает окружающий мир и учится на своих ошибках.

 

Социальное взаимодействие                            

Ребенок учится помогать родителям в домашних делах (готовке, стирке, хождении в магазин, уходе за растениями). Ребенок радуется тому, что у него и родителей есть общие занятия, и получает удовольствие, видя результат.                          

Также у ребенка появляются знакомые вне семьи. Он играет с другими детьми и завязывает с ними дружбу. Поначалу дети играют с любым, кто готов участвовать в той же игре, но постепенно заводят себе настоящих друзей.

 

Понимание чувств окружающих

Ребенок чувствует радость, горе и гнев других людей. Став постар­ше, он начинает проявлять свое понимание выражением сочув­ствия или заботы: спрашивает, почему собеседнику грустно, что у него болит, не огорчен ли он тем или иным событием. От приро­ды дети — эгоцентрики, но постепенно естественный эгоизм дол­жен смягчаться развитием интереса к другим и способности к сопереживанию. Взрослому, сохранившему детский эгоцентричес­кий взгляд на мир, живется очень трудно: он не может завести друзей, и окружающие не склонны долго терпеть его выходки.

 

Самостоятельная игра

Общение с окружающими должно уравновешиваться временем, которое ребенок проводит в уединении. Это позволяет рассла­биться, дает простор для экспериментов и тренировок. Ведь и взрослый перед тем, как, например, выступать на публике, гото­вится и репетирует в одиночестве. Поначалу ребенок совсем не­долго играет один, но постепенно периоды уединенных игр удлиняются, у ребенка возникает потребность в своем собственном пространстве для игры.

 

Правила поведения в обществе

Ребенок подражает родителям, любит действовать с ними вместе и старается заслужить их похвалу. Постепенно круг общения ре­бенка расширяется: у него появляются собственные друзья, и по­степенно он узнает, какое поведение в обществе приветствуется, а какое не одобряется. Так ребенок учится подчиняться правилам и принимать во внимание интересы окружающих не только в се­мье, но и во внешнем мире.
 
 
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0