На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных коробков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя вдетской — из кубиков, в ванной — из губок, а в саду —из цветочных горшков.
Не мешайте ребенку играть, даже если вам кажется, что он играет «неправильно»,—так ребенок познает мир. Если, например, он пытается копать землю черенком лопатки, не останавливайте его и не указывайте, как «правильно», пусть попробует перевернуть лопатку и сам поймет, каким концом копать удобнее. Дайте ребенку возможность проявить сообразительность и инициативу.
Хронологическое развитие
Подражание
Невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он нехочет этого делать или не понимает, что это значит. Начните подражать действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать ваши действия. Подражайте звукам, которые издает ребенок, копируйте его жесты и мимику (улыбки, гримасы). Если он трясет погремушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, делайте то же самое. Снова и снова подражайте действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнетг подражать вам.
Однажды на Рождество, когда вся семья собралась вместе, все мы начали подражать излюбленному жесту Шарлотты: во время еды она поднимала руки вверх. Вид целой толпы взрослых, которые повторяют ее движения, так развеселил Шарлотту, что она снова и снова поднимала руки, чтобы мы делали то же самое. Это был большой успех.
Существует немало детских стихов и песенок1, развивающих умение копировать жесты. Вот некоторые из них:
Ладушки-ладушки,
Где были? —У бабушки!
Что ели? — Кашку.
А что пили? — Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька,
Шу-у! Полетели,
На головку сели!
Ай, туки-туки-туки,Кулачки стучат по полу.
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли локотки.Локти стучат по коленкам.
Тук-ток, тук-ток.Ручки над головой
Скоро выстроим домок!изображают домик.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Сладкие два пряничка!
Есть у нас капуста,
Вот она, капуста!Изобразить руками
Мы капусту режем, режем,размер «капусты».
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
Хлоп! Раз! Еще раз!Хлопать в ладоши.
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Ручки-ручки тук да тук,Стучать ладошками по полу.
Хлопай, хлопай, хлопай!
Ножки-ножки топ да топ,
Топай, топай, топай!Топать по полу.
1Стихи и песенки из английского издания приведены в конце книги.