Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

3. когнитивные навыки


ТЕОРИЯ

 

Что такое когнитивные навыки?

Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, де­ти познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее. Когнитивные (познаватель­ные) навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению.

 

Хронологическое развитие

Новорожденный

Ребенок с рождения испытывает интерес к людям и их лицам. Из нескольких предметов, на которые можно смотреть, новорожден­ный всегда выбирает лицо. Наиболее интересны реальные лица, но дети с удовольствием рассматривают и лица на картинках, да­же грубо нарисованные, фантастические или карикатурные.

 

Подражание

С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение ли­ца взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. Таким образом, умение подражать другим лежит в основе всех ко­гнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

 

Исследование предметов

После длительного периода пассивного рассматривания людей и лиц ребенок переходит к активному исследованию предметов. Поначалу он «все тащит в рот»: это связано с тем, что рот у ребен­ка — наиболее чувствительная часть тела, и, следовательно, он да­ет больше всего информации о предмете. Затем ребенок начинает трясти предметы, ударять их об окружающие поверхности, рас­сматривать, ощупывать, ронять и бросать. Так он получает сведе­ния о свойствах каждого предмета — его текстуре, твердости или мягкости, тяжести или легкости, его вкусе, производимых им зву­ках, способности изменять форму, внешнем виде со всех сторон.

 

Постоянство объектов

Поначалу детям кажется, что объект существует, лишь пока они его видят, и исчезает, когда уходит из поля зрения. Поэтому ма­ленький ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комна­ты, он думает, что она исчезла навсегда. Если игрушка выкатилась из поля зрения младенца, он не поворачивает голову, ему кажется, что этой игрушки больше нет1.

Понимание того, что предметы продолжают существовать, даже когда ты их не видишь, является важнейшей вехой в когни­тивном развитии ребенка: оно означает зарождение абстрактного мышления. В результате этого понимания ребенок начинает пово­рачивать голову, чтобы взглянуть на предмет, учится примиряться с отсутствием людей и предметов, узнает их (прежде он считал, что вещи всякий раз появляются заново). Когда ребенок бросает или роняет игрушки и с удовольствием смотрит, как мама снова и снова их поднимает, это значит, что он начал понимать идею по­стоянного существования предметов. Ребенок начинает поворачивать голову вслед за предметами, а затем учится находить час­тично (а потом — и полностью) спрятанные предметы. Он получает удовольствие от игры в прятки, потому что она подтверждает: то, что спрятано, все равно существует.

  


1См.: Piaget, J. (1953) The Origins of Intelligence in the Child. London: Routledge and Kegan Paul. Краткое изложение работ Пиаже по развитию ребенка см.: Sime, М. (1980) Read Your Child’s Thoughts: Pre-School Learning Piaget's Way. London: Thames and Hudson.


Изучение окружающего мира

Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начи­нает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной посреди пола, ребенку недостаточно. Он непременно стремится открыть и за­крыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для роди­телей, но необходимо — таким путем ребенок расширяет свои по­знания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зре­ния, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

 

Причина и следствие

Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», она запищит. Так возникает понятие о причинно-следст­венных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кноп­ку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки — пря­мое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различ­ные виды причинности, вот почему они так любят включать и вы­ключать свет, телевизор, а также играть с клавиатурой компьютера.

Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружаю­щее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

 

Соотношение предметов

Дети начинают с того, что берут отдельные предметы в рот, трясут их и бросают, но затем переходят к изучению соотноше­ния одних предметов с другими. Например, ребенок опускает лож­ку в чашку, кубик в коробку, загоняет мяч под табуретку или напол­няет пустую коробку игрушками. Он учится соотносить размеры, форму и вес предметов, понимать, например, что «этот кубик слишком большой и в маленькую коробочку не влезет», или что «этот кубик надо положить посередине, иначе башня упадет». Сравне­ние размера, формы и веса предметов закладывает основы абстрактного и математического мышления.                 

 

Строительство

Играя с несколькими предметами одновременно и изучая их вза­имные соотношения, дети начинают строить. Сначала они строят невысокие башни из крупных кубиков и с удовольствием их разру­шают. Постепенно, с развитием тонкой моторики, ребенок пере­ходит к более мелким кубикам и другим строительным материа­лам, возводит высокие башни, мосты и другие конструкции. При этом он получает новые сведения о весе, форме и размере объем­ных предметов.

 

Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние признаков и предметов

Изучение нового понятия всегда происходит в описанном поряд­ке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признак или предмет.                    

Подбор по сходству                                            

Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изобра­жением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвле­ченные понятия большого и маленького, длинного и короткого.

Способность подбирать предметы по сходству, иными слова­ми, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения и счета.

Выбор по определенным признакам

Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например, отец просит ребенка выбрать из нескольких картинок изображение поезда или из нескольких разноцветных кубиков — синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него, но еще не произносит его сам.

Называние

На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когда ему показывают изображение машины — он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыки речи.

 

Сортировка и группировка предметов

Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. На­пример, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну короб­ку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов ста­новится все более обобщенной. Например, ребенок может собрать вместе всю посуду или все, что нужно для купания.

Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти.

 

Первоначальные математические навыки

Слова, обозначающие числа, ребенок узнает и начинает использо­вать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абст­рактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» — это один предмет, «два» — два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа.

Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе ма­тематики: большой-маленький, длинный-короткий, тяжелый-легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой).

 

Первоначальные навыки чтения

Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет зна­чение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение корот­ких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение карти­нок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно про­честь и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные сло­ва. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении.

Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научить­ся читать,—способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем симво­лы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наибо­лее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, кото­рые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографи­ями, именных чашках и т.п.

 

Первоначальные навыки письма

Рисование и письмо — сложные навыки, в которых сочетаются фи­зическая способность и понимание. Для рисования ребенку необ­ходима не только физическая возможность держать в руке каран­даш и проводить линии, но и способность осознать отношение ка­рандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать.

Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже — круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные гео­метрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования.

Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов.

Первые знаки, которые рисует ребенок

 

Развитие параллельных навыков

Память

Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произой­дет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться.

Со временем память ребенка развивается: он запоминает пред­меты (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия.

Укреплению памяти способствует развитие понятия о посто­янном существовании предметов. Сначала дети запоминают лю­дей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а так­же события, которые произвели на них особое впечатление.

Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтение и письмо, но и для развития речи.

 

Концентрация внимания

Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способ­ность к концентрации внимания очень низка. Любой посторон­ний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители.

В первое время ребенок так погружается в свое занятие, что не видит и не слышит ничего вокруг: однако со временем он овла­девает умением воспринимать и обрабатывать сигналы из различ­ных источников, например выслушивать и выполнять словесные инструкции, не прекращая игры1.

 

Представление о времени                                

Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немед­ленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок выраба­тывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера».

 

Сюжетная игра                                         

Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и дру­гие предметы не в тех целях, для которых они изначально пред­назначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различ­ные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, соци­альных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевти­ческие игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися наси­лию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка — лодка, а спичка —весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои соб­ственные слова!

Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их ис­следуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бро­сать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игруш­ки и начинает использовать ее функционально, например, катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария

 

 

 

  


1  Cooper, J., Moodley, M. and Reynell,J. (1978) Helping Language Deve­lopment. London, Arnold.
  
  

Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и нача­тую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый ка­тает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрос­лый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указа­ния и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжет­ной игре.

Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представле­ний, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжет­ной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «иг­рает роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка — в змею, сам играющий ребенок — в почтальона или продавца в магазине.
 
 
 

 

 


 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0