Физическое развитие 2(МЕЛКАЯ МОТОРИКА )
Хронологическое развитие
Новорожденный
У новорожденного кулачки постоянно крепко сжаты.
Умение хватать и отпускать предметы
Через несколько недель младенец перестает сжимать кулачки и начинает практиковаться в хватании предметов. Хватание — сложное действие, требующее от младенца способности контролировать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову к предмету и фокусировать на нем взгляд.
Младенцы подносят руки к глазам и рассматривают их. Это помогает им освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия они способны.
Вначале ребенок просто задевает ладонью предмет, висящий у него перед глазами (например, погремушку в манеже или детской кроватке). Затем он учится обхватывать предмет пальцами, перекладывать его из одной руки в другую, брать двумя руками два разных предмета и ударять ими друг о друга. Сначала ребенок обхватывает предмет сбоку, но с развитием координации движений учится брать его сверху.
Умение отпускать предметы приходит позже. Сначала ребенок опускает предметы только на твердую поверхность (пол, столик или ладонь взрослого), затем учится их ронять. Постепенно у ребенка появляется умение помещать предмет в определенное место (например, в коробку —сперва в большую, затем и в маленькую).
Научившись отпускать предметы, ребенок вскоре учится и бросать их. Сила и точность броска приходят со временем.
Тонкие движения пальцев
Беря в руки игрушки, ударяя ими об пол и о другие игрушки, вертя их во все стороны, ребенок учится манипулировать с мелкими предметами и исследовать их.
Постепенно ребенок начинает сжимать предметы не всеми пальцами, а только большим и указательным («пинцетная хватка»): это позволяет ему брать такие мелкие предметы, как резинки, шнурки и нитки. Способность манипулировать с мелкими предметами развивается постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Умение совершать пальцами независимые движения позволяет ребенку указывать на предметы указательным пальцем, а также совершать сложные действия, требующие точности мелких движений, например собирать пазлы или нанизывать бусы на нитку. Поначалу для подобных занятий ребенку требуются крупные предметы, с которыми легко управляться; постепенно он может перейти к более мелким предметам.
Двуручная деятельность
Ребенок учится использовать одновременно обе руки, например придерживать левой рукой тарелку во время еды или переливать воду из одного стакана в другой.
Откручивание крышек
Чтобы открутить, например, крышку бутылки, требуется контроль за движениями запястья. Само движение ребенок осваивает довольно быстро, но чтобы развить силу, необходимую для откручивания больших и тугих крышек, и точность, необходимую для откручивания маленьких крышек, требуется время.
Одевание и раздевание
Раздеваться легче, чем одеваться (хотя дети очень рано начинают помогать родителям при одевании, самостоятельно просовывая руки в рукава, а ноги — в штанины). Сначала ребенок учится стаскивать с себя чепчик или панамку, сбрасывать носки и ботинки, затем скидывать курточку или пальто. Следом идет стаскивание штанишек и трусиков, далее — умение снять рубашку и свитер. Самым трудным оказывается расстегнуть застежку, особенно много хлопот доставляют пуговицы!
Умение одеваться развивается в таком порядке: головные уборы, рубашки и свитера, трусики, штанишки и юбки. Носки, ботинки и застежки осваиваются последними.
Еда
Ребенок учится держать бутылочку или чашку с носиком и пить из нее. Постепенно он приобретает умение пить из открытой чашки или с блюдца, не разливая и не расплескивая питье.
Сначала ребенок учится брать руками печенье и дольки фруктов, затем осваивает еду ложкой. Поначалу ребенок может только донести полную ложку до рта, потом учится зачерпывать ею пищу. Этот навык гораздо легче осваивать, имея дело с полужидкой пищей, которая сама прилипает к ложке,— например с йогуртом или манной кашей. От ложки ребенок переходит к вилке, затем учится использовать ложку и вилку вместе и наконец — вилку и нож (но этим навыком дети овладевают уже в школьном возрасте).
Использование орудий
Ребенок учится пользоваться всеми видами орудий, необходимых в повседневной жизни, но требующих немалой ловкости и мастерства,— ложкой, вилкой, ножом, ножницами, зубной щеткой и т.п.
Использование карандаша
Вначале ребенок сжимает карандаш или мелок в кулаке, затем держит его всеми пятью пальцами за верхний конец. Постепенно число пальцев, сжимающих карандаш, уменьшается, и захват опускается ниже. Позже ребенок начинает держать карандаш правильно, используя большой, указательный и средний пальцы.
Поскольку рисование и письмо являются сложными навыками, требующими интеллектуального понимания смысла знаков на бумаге, эти навыки обсуждаются выше, в третьей главе.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
КРУПНАЯ МОТОРИКА
Хронологическое развитие
Если у вашего ребенка физические проблемы, если он носит шину или специальный мягкий шлем, перед выполнением описанных ниже действий посоветуйтесь с физиотерапевтом или специалистом по движению.
Некоторые дети с особыми нуждами поначалу противятся любым физическим упражнениям и, кажется, мечтают об одном: чтобы их оставили в покое. Постарайтесь сделать физические упражнения привлекательными для ребенка: превратите их в игру, включите успокаивающую музыку, ласкайте и подбадривайте ребенка во время занятий.
За детьми, имеющими проблемы с восприятием окружающего, необходим особый надзор: например ребенок, не чувствующий боли, может, сам того не заметив, попасть в опасную ситуацию.
Позы ребенка
Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, помещайте его в течение дня в разные положения хотя бы на короткое время. Ребенок не должен целыми днями лежать на спине или на боку. Различные позы помогают ребенку увидеть мир с разных точек зрения и побуждают использовать различные группы мышц. Попробуйте следующие положения:
— Кладите ребенка на животик на плоской поверхности.
— Кладите ребенка на животик, подложив ему под грудь свернутое полотенце.
— Кладите ребенка на бок — в этой позе можно играть с игрушками, используя обе руки.
— Кладите ребенка на спину.
— Сядьте на пол, вытянув ноги, и положите ребенка на живот поверх своей ноги — либо в позу ползущего (опора на четвереньки), либо поперек своей ноги, так чтобы грудью ребенок не касался пола.
— Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка между своих ног спиной к себе.
— Сядьте на пол, согнув колени и соединив вместе подошвы ног, посадите ребенка между своих ног лицом к себе. При необходимости поддерживайте его за руки или за бедра.
— Сядьте на пятки, расставив колени, и посадите ребенка между своих коленей спиной к себе. При необходимости поддерживайте его ногами.
— Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка верхом на свою ногу лицом к себе. Эта поза особенно подходит для ребенка, который уже пытается вставать.
— Лягте на спину и положите ребенка себе на грудь лицом к себе — прекрасная поза для установления зрительного контакта.
— Передвигаясь по дому, носите с собой ребенка в разных положениях.
Контроль за движениями головы и шеи
Когда ребенок лежит на спине, обхватите его за плечи и потяните вверх, помогая ему сесть. При этом разговаривайте с ним и старайтесь установить зрительный контакт.
Важно также проделывать обратное упражнение — помогать сидящему ребенку лечь.
Умение опираться на локти
Иногда родители боятся класть ребенка на живот, опасаясь, что он уткнется лицом в матрас и задохнется; однако положение на животе в действительности не опасно и очень полезно для последующего развития. Следите лишь за тем, чтобы ребенок не засыпал на животе (укладывайте его на живот только днем) и не оставляйте его в этой позе без присмотра.
— Кладите ребенка на живот на плоской поверхности — на матрасе или на полу. Твердая поверхность подходит для наших целей больше, чем мягкая. Чтобы заинтересовать ребенка, попробуйте различные поверхности — например паркетный пол, линолеум, толстый ковер, грубое ковровое покрытие, одеяло и т. п.
— Кладите ребенка на живот, подложив под грудь свернутое полотенце или одеяло, чтобы его голова и плечи оказались приподняты над поверхностью. Такая поза расширяет поле зрения и дает больше возможностей. Предложите ребенку игрушки, которыми он сможет играть в этой позе.
— Ложитесь на пол и кладите ребенка себе на грудь, лицом к вам. Эта поза поощряет его поднимать голову и смотреть вам в глаза.
Умение опираться на вытянутые руки
— Кладите ребенка на живот, подложив под грудь свернутое полотенце или одеяло, чтобы ему приходилось опираться на локти. Поощряйте его тянуться за игрушками сначала одной, потом другой рукой, так чтобы ребенок поочередно переносил на них вес.
— Ложитесь на пол и кладите ребенка себе на грудь, лицом к вам. Собственными движениями побуждайте ребенка переносить вес с одной руки на другую.
Перекатывание
— Положите ребенка на спину и поднесите к его лицу игрушку. Другую руку положите ему на бедро и слегка подталкивайте в направлении поворота, одновременно двигая игрушку, чтобы побудить ребенка перевернуться на живот. Таким же способом побудите ребенка перевернуться в обратную сторону.
— Переверните ребенка на бок и, используя его любимую игрушку, побудите его завершить переворот.
Умение сидеть
Чтобы помочь ребенку научиться сидеть, необходимо развивать силу мышц его головы, шеи и верхней части спины, как описано выше (в разделе «Контроль за движениями головы и шеи»), пока он не научится садиться самостоятельно.
— Если ребенок уже научился сидеть с вашей поддержкой, сажайте его к себе на колени и поддерживайте руками. Постепенно он будет все меньше нуждаться в поддержке.
— Ребенок, научившийся сидеть, нуждается в развитии способности сохранять равновесие и укреплении мышц торса. Он не должен падать при малейшем движении или толчке, а учится тянуться за предметами и развивает умение страховать себя руками (т.е. опираться на руку при угрозе падения).
— Когда ребенок сидит, кладите перед ним и по бокам от него различные предметы, побуждающие его тянуться за ними и хватать их, в то же время сохраняя равновесие.
— Когда ребенок сидит, осторожно покачивайте его из стороны в сторону и вперед-назад, чтобы он учился переносить вес с одной стороны тела на другую.
— Посадите ребенка верхом на свое колено лицом к себе и покатайте на колене. Это упражнение полезно для развития чувства равновесия, особенно если у ребенка повышенный тонус бедренных мышц.
— Посадите ребенка на низкую табуретку или большую достаточно жесткую подушку, поместите перед ним игрушки и побуждайте тянуться к ним, поддерживая его за бедра.
— Когда ребенок сидит, возьмите его за руки, опустите их к полу по сторонам от ребенка и покачайте его, заставляя опираться то на одну, то на другую руку.
— Играйте с ребенком в «греблю»: сядьте на пол, посадите ребенка лицом к себе, возьмите его за руки и раскачивайтесь вперед-назад, как будто гребете на лодке.
— Качайте ребенка на качелях, лошадках-качалках и других качающихся игрушках — все это хорошо развивает мышцы туловища.
— Верховая езда чрезвычайно полезна для развития чувства равновесия и укрепления мышц тела, поскольку на каждое движение лошади ребенок вынужден отвечать своим компенсаторным движением. Особенно это полезно для детей с повышенным тонусом бедренных мышц: сидя верхом на лошади, ребенок вынужден раздвигать ноги и активно задействовать мышцы бедер.
— Если у ребенка повышенный тонус бедренных мышц, поощряйте его сидеть, скрестив ноги, а не принимая позу «W». Поза со скрещенными ногами полезна также, если ребенок не может удерживать лодыжку прямо и переносит вес на внутреннюю часть стопы.