Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 07:21
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Физическое развитие


ТЕОРИЯ

 

Что такое физическое развитие?

В этой главе мы поговорим обо всех аспектах контроля над телом, мышцами и их движениями. Глава разделена на две части: "Крупная моторика», т. е. движений рук и ног, и «Мелкая моторика» — мелких и точных движений кистей рук и пальцев.

 

КРУПНАЯ МОТОРИКА

 

Хронологическое развитие

Новорожденный

Сразу после рождения ребенок полностью зависим от родителей; без их заботы ему не выжить. Однако новорожденный уже облада­ет набором рефлексов, одни из которых необходимы для его вы­живания, другие же являются атавизмами, памятью о предшеству­ющей эволюции:

— сосательный и глотательный рефлексы;

— рефлекс сжимания губами материнского соска;

— хватательный рефлекс;                         

— рефлекс «ходьбы» (если поставить новорожденного на твердую поверхность и поддерживать, он начинает перебирать ножками);                                      

— рефлекс Моро (если ребенку кажется, что его сейчас уронят он отводит назад руки с открытыми ладонями, а затем медленно сводит руки вместе, сжав кулачки).           

У новорожденных контроль за мышцами тела очень слаб; они не способны передвигаться самостоятельно и нуждаются в постоянной поддержке. Однако в первые месяцы и годы жизни мозг ребенка приобретает способность контролировать мышцы и, следовательно, движения тела. Дети (за исключением тех, у кого ма­лоподвижны мышцы бедер,— им зачастую бывает легче научиться стоять, чем сидеть), как правило, осваивают навыки управления своим телом в одинаковой последовательности, определяемой двумя общими законами:

1. Развитие идет сверху вниз (цефалокаудальный закон): сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, затем — спины, затем — бедер и наконец ног. Отражение этого закона мы находим в быстром росте и непропорционально больших размерах головы у младенца.                    

2. Развитие идет по направлению от туловища (проксимодистальный закон). Отражение этого закона мы видим в том, что кисти рук и ступни у младенца непропорционально малы. Вначале ребенок учится опираться на локти, затем нак ладони; сначала учится стоять на коленях, и только потом — на выпрямленных ногах.                           

Ребенок развивается физически в процессе активной игры. «Брыкающийся» младенец развивает мышцы ног, ребенок, пытающийся поднять головку, укрепляет мышцы шеи и развивает спо­собность управлять своими движениями.

 

Контроль за движениями головы

Новорожденный не умеет держать голову. Постепенно мышцы  шеи у ребенка укрепляются, и он начинает держать голову и вертеть головой в сидячем положении (когда его поддерживают за руки или за спинку). Со временем ребенок начинает самостоятель­но поднимать голову, лежа на животе.

 

Умение опираться на локти и вытянутые руки

Ребенок учится, лежа на животе, отрывать от поверхности голову и грудь. Сперва он опирается на локти, затем — на ладони выпрям­ленных рук.        
 
              

Перекатывание

Сначала ребенок учится перекатываться с бока на спину, затем со спины на живот.

 

Умение сидеть

Если попытаться посадить новорожденного младенца, он завалит­ся вперед и уткнется головой в колени. Постепенно, с укреплени­ем мышц спины, ребенку требуется все меньше и меньше поддержки в сидячем положении. Наконец ребенок начинает сидеть са­мостоятельно, не рискуя упасть вперед или на бок. Кроме того, он учится помогать себе руками в случае, если теряет равновесие.

Затем ребенок начинает поворачиваться в стороны, чтобы взять игрушку, и наклоняться вперед без риска упасть.

 

Ползание

«Брыкание», производимое как вместе, так и попеременно обеи­ми ногами, развивает и укрепляет бедра и голени малыша. Постепенно ребенок учится передвигаться, используя один из многих разнообразных способов. Одни дети ползают «традиционным ме­тодом», опираясь на кисти рук и колени, другие опираются на ки­сти рук и ступни, некоторые ползают «по-пластунски», на животе, а некоторые так и не начинают ползать, а вместо этого «ездят» на попке, помогая себе руками.

Иногда родителям кажется, что ползание — бесполезный на­вык, лишь задерживающий путь к умению ходить; они торопят ребенка, побуждая его поскорее отвыкнуть от передвижения на четвереньках и встать на ноги. Однако умение ползать полезно: оно учит ребенка переносить вес тела на руки и, следовательно, развивает кисти рук, локтевые и плечевые мышцы. Сила этих мышц и умение ими пользоваться чрезвычайно пригодятся ребенку позже, на стадии развития навыков мелкой моторики, таких как умение рисовать и писать
 

Стояние на коленях                                      

Ребенок учится стоять на коленях, выпрямившись и перенося вес тела на бедра. Это важный шаг на пути к умению стоять и ходить.

 

Стояние на одном колене

Стоя на коленях, ребенок учится поднимать одну ногу, ставить ее на ступню, переносить свой вес на эту ногу, затем отталкиваться и вставать.                                               

 

Умение стоять

Чтобы научиться вставать, ребенок должен обладать достаточно сильными мышцами бедер и голеней и навыками сохранения рав­новесия. Сначала ребенку необходимо держаться за человека или предмет мебели, но постепенно он учится вставать самостоятельно.

 

Ходьба

До того, как пойти, ребенок должен научиться стоять самостоя­тельно и пружинить, сгибая колени. Затем он учится ходить с под­держкой, т.е. обходить предметы мебели, держась за них и не отрывая ноги от земли, а следом за этим овладевает умением ходить по прямой, держась за руку взрослого или толкая перед собой ка­кой-либо предмет мебели. С развитием силы и уверенности в себе ребенок все меньше нуждается в поддержке и, наконец, начинает ходить самостоятельно.

Поначалу ребенок ходит, широко расставляя ноги и баланси­руя руками. Такое положение при ходьбе очень неустойчиво: ма­лыш часто падает, ему трудно остановиться, сменить направление или посмотреть вниз.

С развитием ловкости ребенок вырабатывает более зрелую манеру ходьбы: он больше не расставляет ноги и направляет их носки вперед, а не в стороны. Ребенок учится поворачивать, наклоняться, чтобы поднять что-нибудь с пола, и ходить с различны­ми предметами в руках. Затем он учится толкать перед собой и тянуть за собой игрушки, а также пятиться назад.

 

Подъем и спуск по лестницам

Начав ползать, дети учатся взбираться по мебели и ступенькам лестниц. Они ползают по лестнице, опираясь на руки и колени, затем учатся перебираться со ступеньки на ступеньку, используя не столько колени, сколько ступни.

Наконец ребенок начинает ходить по лестнице, как взрослый, однако при этом держится за перила или за руку взрослого. Внача­ле ребенок становится на каждую ступеньку обеими ногами, затем учится чередовать ноги.

Спуск с лестницы дается ребенку труднее, чем подъем. Внача­ле ребенок просто «съезжает» с лестницы на животе или на попке. Постепенно он учится сходить по лестнице ногами, вначале дер­жась за перила и ставя на каждую ступеньку обе ноги, затем ни за что не держась и чередуя ноги.

 

Равновесие

В последующем физическом развитии ребенка важную роль игра­ет умение удерживать равновесие. Ребенок учится сохранять рав­новесие, стоя на одной ноге, прыгая, проходя по узкой доске и играя в «классики».

 

Бег

Переход от ходьбы к бегу происходит постепенно. Вначале ребе­нок просто старается ходить быстрее, затем начинает бегать. По­началу он плохо сохраняет равновесие на бегу и часто падает, но затем учится передвигаться ловко и грациозно, огибать углы, не­сти, толкать перед собой или тянуть за собой разные предметы, увеличивать скорость, замедлять бег и останавливаться.

 

Умение ловить мяч, бросать мяч, ударять по мячу

Вначале ребенок, чтобы поймать мяч, просто вытягивает вперед обе руки. Таким способом он может поймать большой мяч, который взрослый бросает прямо к нему в руки. Постепенно ребенок учится сгибать руки и таким образом ловить небольшой мяч, бро­шенный с большего расстояния.

Вначале ребенок учится ронять мяч, затем — бросать. Сила и точность броска развиваются с возрастом.

Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мя­чу случайно, во время ходьбы. Затем он учится бить ногой по мячу сознательно: сначала стоя, потом на бегу, сохраняя равновесие на одной ноге. Первые удары ребенка по мячу очень слабы; сила и точность удара приходят с возрастом.

 

Прыжки

Вначале ребенок пытается прыгать, сгибая колени, но его ноги при этом не отрываются от земли. Затем он начинает прыгать по-настоящему: сперва на месте, затем перепрыгивать предметы (например, ступеньки лестницы) и, наконец, учится совершать це­лые серии прыжков.
 
 
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0