Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 09:11
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Физическое развитие 4(Плавание)


Плавание

Плавание может стать для ребенка с особыми нуждами прекрас­ным и полезным занятием, но только при одном условии: если сопровождающий его взрослый уверенно чувствует себя в воде. Не­уверенность и нервозность со стороны взрослого ребенок ощущает мгновенно.

Основная цель посещения бассейна в раннем возрасте — развлечение. Любые подвижные игры в воде благотворны, поскольку развивают гибкость и контроль над мышцами. В воде человек вынужден напрягать мышцы сильнее обычного, но одновременно он чувствует поддержку со всех сторон и не боится упасть. Ребенку с физическими проблемами вода дает ни с чем не сравнимое чувство свободы и равных возможностей.                  

Следите за тем, чтобы ребенок не мерз в воде. Некоторые дети замерзают быстрее других, особенно в случае, если они не особенно активны в воде. С другой стороны, в слишком теплой воде ребенок очень быстро устает.

Если ребенок боится воды, приучайте его к бассейну постепен­но. Сначала дайте ему посмотреть со стороны, потом побудите сесть на бортик и поболтать в воде ногами, затем затейте с ним игру, при которой ребенок стоит на берегу, а его партнер в воде (например, перекидывайтесь мячом). Вводите ребенка в воду, только когда он будет к этому готов. Иногда взгляд на бассейн с необычного ракурса помогает победить страх: попробуйте обойти с ребенком вокруг бассейна и зайти в воду с другой стороны. Во многих бассейнах стены выложены кафелем с привлекательными картинками: используйте эти картинки как средство привлече­ния внимания ребенка.

В бассейнах бывает очень шумно, и иногда это пугает детей. Поэтому старайтесь, если возможно, выбрать время, когда в бас­сейне мало посетителей, или посещать специальные сеансы для детей-инвалидов — на таких сеансах обычно бывает тише, чем в обычные часы.

Некоторые бассейны организуют курсы водных процедур для детей от трех месяцев. На этих занятиях ребенка научат держать­ся на воде и подскажут вам новые идеи для водных игр. Вот что вы можете делать с ребенком в бассейне:

— Побуждайте ребенка брызгаться руками и ногами. При этом громко визжите, смейтесь, стройте рожи и притворяйтесь, что боитесь брызг, чтобы побудить его к игре. Это занятие развивает гибкость движений и укрепляет мускулы.

— Перекидывайтесь мячом — это развивает мышцы рук.

— Играйте в «кенгуру» — возьмите ребенка за руки и прыгайте в воде вместе с ним. Это укрепляет ноги.

— Пускайте пузыри в воде. Это упражнение развивает мышцы гортани и стимулирует звукопроизношение.

— Побудите ребенка бросать в вашу сторону мяч — при этом ему придется прилагать усилия, чтобы сохранить равновесие.

— Поиграйте в «Баба сеяла горох»: взяв ребенка за руки, по­прыгайте в воде. Когда ребенок будет к этому готов, можете начать погружаться в воду с головой.

— Усадите или поставьте ребенка на бортик бассейна и побу­дите его прыгать в воду. Можете использовать песенку про Шалтая-Болтая.

 

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 

Хронологическое развитие

Для развития навыков мелкой моторики необходима правильная поза. Ребенок в неправильной позе не сможет делать многого из описанного ниже. Перед началом занятий обращайте внимание на позу вашего ребенка (об этом см. гл. 2, с. 20-21). Если из-за физических проблем ребенку трудно принимать или сохранять правильную позу, посоветуйтесь со специалистом по движению.

Если у ребенка нарушено зрение, полезно держать все его иг­рушки в коробке или на подносе, чтобы ему было легче их найти.

 

Стимуляция ручной деятельности

Если у ребенка проблемы с контролем мышц рук, чрезвычайно важ­но поощрять его как можно больше действовать руками, чтобы развивать их ловкость и мышечный контроль. Следующие игры по­буждают ребенка разжать кулачок и начать пользоваться пальцами:

— Играйте с различными материалами и побуждайте ребенка воздействовать на них различным образом — трогать, щу­пать, гладить, тянуть, похлопывать.

— Играйте с песком (как сухим, так и мокрым) и торфом.

— Играйте с водой (а также с пузырями, красящими вещества­ми, разноцветными съедобными хлопьями и т.п.)

— Играйте с тестом для лепки.

— Замесите тесто из кукурузной муки с водой. Его консистен­ция позволяет вытягивать его в различных направлениях и лепить из него различные фигуры.

— Дайте ребенку поиграть с остывшими макаронами.

— Попробуйте также игру с кремом для бритья или кремами для лица, особенно марками, содержащими вязкие вещества.

 

 


 Рецепт теста для лепки

 

2 чашки муки

2 чашки воды

1 чашка соли

4 ст. ложки порошка винного камня (разрыхлителя)

4 ст. ложки растительного масла

пищевой краситель.

 

Все ингредиенты поместить в кастрюлю и нагревать на не­большом огне при непрерывном помешивании до тех пор, пока смесь не достигнет нужной консистенции. Такое тесто для лепки можно довольно долго хранить в холодильнике в закрытой емкости.

 

 

— Рассматривайте вместе с ребенком книги, изготовленные из бумаги и картона различной плотности, и побуждайте ре­бенка трогать страницы и обложки.

— Пусть ребенок месит руками тесто для пирога.

— Играйте со следующими материалами: фольгой от бутылок, оберточными материалами, старыми газетами и журналами, тканями (в том числе ковровыми и обивочными), мягкими мячами, ватными шариками.

— Играйте с музыкальными игрушками.

— Порисуйте с ребенком пальцами.

— Плескайтесь и брызгайте водой в ванне или бассейне.

— Играйте с ребенком в «ладушки». Это поможет ему раскры­вать ладошку.

— В бассейне учите ребенка толкать мяч по воде. Поиграйте, толкая мяч друг ко другу.

—Кладите в ванну небольшие губки, побуждайте ребенка брать их и выжимать из них воду.

 

Размашистые движения руками

— Давайте ребенку небольшие погремушки, а также привязы­вайте погремушки или колокольчики к его запястьям или нашивайте на рукавички, чтобы побудить его двигать руками.

 — Натяните над кроваткой, манежем или стульчиком ребенка шнурок и привяжите к нему игрушки так, чтобы ребенку бы­ло легко дотянуться до них сидя или лежа на спине. Используйте различные игрушки и регулярно меняйте их, чтобы ребенку не становилось скучно. В качестве игрушек можно использовать любые яркие и привлекательные для ребенка предметы: колокольчики, цветную бумагу, картинки, погре­мушки, зеркала, бусины, небьющиеся елочные игрушки, клю­чи и т.п. Можно использовать также любые предметы, издаю­щие при столкновении интересные и привлекательные зву­ки, например металлические крышки от бутылок.

 

Хватание предметов

Играйте с:

— пластмассовыми коробками, обтянутыми различными материями и наполненными различным содержимым — сухим горохом, пуговицами, макаронами, монетами и т.п.;

— мягкими кубиками, которые легко взять в руку;

— небольшими погремушками, резиновыми кольцами и обручами;                                          

— дюбелями (оптимальный размер примерно 10х1,25 см в диаметре), завернутыми в различные материи, например, серебряную фольгу, мех, бархат, упаковочный материал.

 

Умение ставить, класть и отпускать предметы           

— Научите ребенка опускать предмет, который он держит в руке, на твердую поверхность или в вашу ладонь.    

— Поощряйте ребенка бросать с высоты предметы, издающие при падении привлекательные звуки. Поставьте около eго стульчика жестяную коробку из-под печенья, куда предметы будут падать со звоном. Подвесьте предмет на шнурке или резинке, чтобы ребенок мог снова и снова бросать его и опять поднимать.                                       

— Учите ребенка класть предметы в широкую и плоскую коробку, желательно изготовленную из материала, издающего звон при соприкосновении с предметами (например, жестяную коробку из-под печенья). Постепенно уменьшайте размер отверстия в коробке.                          

— Учите ребенка помещать предметы (например, мячики для настольного тенниса) в пластиковую бутылку. Сначала срежьте горлышко бутылки, чтобы отверстие было большим; затем постепенно уменьшайте размер отверстия.     

— Поместите один предмет на другой (например, игрушечную машинку на перевернутую коробку из-под печенья), а затем с шумом столкните его на пол. Начните с крупных предметов, которые удобно брать в руки. Затем переходите к более мелким предметам (например, стройте и разрушайте башни из деревянных, пластиковых или мягких кубиков).       

— Учите ребенка перекладывать предметы из одной коробки или ящика в другую.

— Бросайте или катите мяч по направлению к ребенку и поощ­ряйте ребенка возвращать его вам.

— Учите ребенка складывать различные предметы в короб­ки, ящики, корзины, мешки, в центр обруча, лежащего на полу, и т.п.

— Учите ребенка самостоятельно брать и есть ломтики овощей и фруктов, тосты, печенье и т.п.

— Поощряйте ребенка помогать вам в уборке игрушек. Учите его класть игрушки в соответствующие коробки.

 

Умение указывать пальцем

Для навыков мелкой моторики, в особенности для письма, очень важно, чтоб указательный палец был достаточно сильным.

— Учите ребенка играть на детском пианино, нажимать кноп­ки, выключатели, дверные звонки.

— Учите ребенка показывать картинки в книгах и людей на фо­тографиях. Задавайте вопросы типа: «Где велосипед?» и по­ощряйте ребенка указывать на соответствующую картинку      пальцем.

— Рассматривайте вместе с ребенком «звуковые книги», кото­рые при нажатии на кнопку издают различные звуки.

— Используйте игрушки, работающие от нажатия кнопки: за­водные игрушки, машинки, игрушечные кассовые аппараты, детские магнитофоны и т.п.

— Рисуйте пальцами вместе с ребенком.

— Учите ребенка набирать номер на телефоне «старого типа» с вращающимся диском.

— При пускании мыльных пузырей пусть ребенок трогает и протыкает пузыри пальцем.

— Поощряйте ребенка рисовать пальцем на запотевшем стек­ле, сухом или влажном песке.

— Во время приготовления теста давайте ребенку поиграть с ним. Поощряйте его пальцем проделывать в тесте ямки.

Играйте с мячиками для настольного тенниса.        

— Играйте с куклами-марионетками, надевающимися на пальцы.

Дэн любит засовывать палец мне в рот. В ответ я быстро захлопыааю рот, чтобы он не успел убрать палец. Такая игра развивает не только двигательные навыки, но и навык зрительного контакта.

Умение брать предметы двумя или тремя пальцами

Общее правило: начинайте тренировки с легкими предметами, которые хорошо умещаются в руку, затем переходите к предметам более тяжелым, а также меньшим и большим по размеру.

— Стройте вместе с ребенком башни из кубиков, монет, ста­канчиков, пуговиц, других игрушек и предметов домашнего обихода.

— Учите ребенка складывать детали конструктора, кубики, ка­тушки, пуговицы и т. п. предметы в коробки и ящики.

— Нарисуйте и вырежьте из бумаги маленькие фигурки рыб, лягушек, уток и других водоплавающих животных. Нарисуйте на листе бумаги пруд. Пусть ребенок поместит вырезанных животных в «пруд».                        

— Нарисуйте силуэт машины, собаки и т.п. и побуждайте ребенка вклеивать внутрь силуэта цветные наклейки-стикеры. Вы можете обвести контуры силуэта клеем, чтобы создать четкую границу.                                    

— Играйте с фломастерами, а также книжками с наклейками.

— Поиграйте в игры, где требуется помещать предметы в различные емкости, например:                         

Опускайте каждую фигурку в свое «окошко», используя всякого рода игрушки с прорезями. В этой серии особенно хороши те, что издают различные звуки. Такую игрушку можно сделать своими силами, вырезав фигурки из крышки какой-нибудь жестянки (например, банки из-под молочной смеси),

— Запускайте машинки, мячи или шарики по «дорожкам» или «туннелям», изготовленным из картона.

— Учите ребенка опускать письма в почтовый ящик, вставлять кассеты в магнитофон, ставить книги на полку, тарелки в су­шилку, посуду на поднос, опускать монеты в копилку и т.п.

— Собирайте пазлы вместе с ребенком. Обычно бывает доволь­но трудно увлечь ребенка пазлами, сами по себе они не слиш­ком интересны. Поэтому старайтесь выбирать картинки, ин­тересные ребенку. Возможно, более интересным будет для него собирание картинок из кубиков или сцепление вагонов игрушечного поезда.

— Пускай ребенок сажает прищепки на край картонной короб­ки или отщипывает кусочки от теста для лепки.

— Учите ребенка разламывать печенье на кусочки.

— Поощряйте ребенка самостоятельно есть продукты, подаю­щиеся мелкими кусочками, например сушеные фрукты, чип­сы, шоколадные конфеты и т.п.

— Учите ребенка нанизывать большие бусины на толстую и ту­гую веревку (начать можно с бельевой). Затем постепенно переходите на более тонкие веревки (шнурки, нитки) и буси­ны меньшего размера.

— Учите ребенка закрывать банки и бутылки крышками, а руч­ки — колпачками.

— Играйте с заводными игрушками.

 

Вращение предметов

Используйте следующие приемы:

— Учите ребенка поворачивать вращающиеся ручки дверей, детали игрушек, регуляторы громкости на детском магнито­фоне и т. п., откручивать крышки банок и бутылок.

— Учите ребенка вертеть мяч, крутить юлу и т. п.

— Учите ребенка переворачивать карточки в детском лото и подобных играх.

 

Стимуляция двуручной деятельности

Хотя у большинства людей ведущей является одна рука, ребенку необходимо развивать мускульную силу и способность управления обеими руками для выполнения задач, требующих использована обеих рук. Поощряйте игры и занятия, требующие действий двумя руками. Если одной рукой ваш ребенок владеет хуже, чем другой, придумывайте игры и занятия, развивающие его слабую сторону,

— Научите ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую. Дайте ему одну игрушку, затем другую, но следите за тем, чтобы он не бросал первую, а переложил ее в другую руку. Игрушки должны быть парными — например две барабанные палочки, два кубика, которыми можно стучать друг о друга, чашка и ложка к ней.                        

— Поместите игрушку непосредственно перед ребенком, чтобы он мог дотянуться до нее обеими руками. Если хотите развивать какую-то одну руку, поместите игрушку с этой стороны.

— Устраивайте игры с водой и песком. Поощряйте ребенка перемещать воду и песок из одной чашки, ведерка, формочки и т. п. в другую.                                     

— Учите ребенка бросать, ловить и катить большой мяч.  

— Учите ребенка раскатывать скалкой или месить обеими руками тесто.                                           

— Учите ребенка во время еды держать ложку одной рукой, а другой придерживать тарелку или чашку.             

— Используйте игрушки, которые необходимо соединять и разъединять двумя руками (например, детали конструктора или рельсы игрушечной железной дороги).             

— Во время приготовления пищи учите ребенка размешивать продукты в миске, придерживая ее одной рукой.        

— Учите ребенка кормить, купать, а затем и одевать кукол.  

— Учите ребенка играть на ударных инструментах (барабане, бубне, цимбалах).

— Учите ребенка играть с игрушечным набором инструментов (молотком, отверткой и т. п.)

— Учите ребенка снимать колпачки с ручек и фломастеров, крышки с бутылок, тюбиков зубной пасты и т. п., а затем на­девать их обратно.

— Поощряйте ребенка хлопать в ладоши, особенно под музыку или в ходе игры вроде «Ладушек».

— Пуская мыльные пузыри, учите ребенка ловить их ладонями.

— Нанизывайте бусины на нитку.

— Поощряйте ребенка рвать бумагу двумя руками: одной рукой держать, другой отрывать узкие полоски.

— Используйте неустойчивые игрушки, которые необходимо придерживать одной рукой при игре.

Если ребенок хуже владеет одной рукой:

— Когда ребенок находится в кроватке или в ванне, размещайте игрушки со стороны «слабой руки».

— Если ребенок предпочитает есть только одной рукой, вклады­вайте ложку и вилку то в одну, то в другую руку.

— Располагайте игрушки со стороны «слабой руки» ребенка, чтобы он играл с ними «слабой рукой» или хотя бы перекла­дывал их в «сильную руку».

— Предлагайте ребенку игры «слабой рукой» с мягкими мате­риалами, например мягким мячиком, ватой или тестом.

— Надевайте на «сильную руку» рукавичку или носок и побуж­дайте ребенка стягивать его «слабой рукой».

 

Укрепление плеч и предплечий

Для развития тонких движений пальцами очень важно, в частно­сти, укрепление мышечной силы плеч и предплечий.

— Поиграйте с ребенком в «тачку»: возьмите его за ноги, и пусть передвигается на руках. Если ребенок не может удержать свой вес на руках, поддерживайте его за бедра.
 
 
 

 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0