Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 10:44
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

то, что нужно знать каждому 2


Разнообразие и постоянная смена игрушек

Детям (как и взрослым) приедается то, что все время под рукой. Часто случается, что у ребенка полная коробка игрушек, а поиг­рать не во что. Приобретите для ребенка много разнообразных игру­шек (т.е. не одни только куклы или машинки), примерно половину из них держите в шкафу или на антресолях и раз в несколько меся­цев заменяйте игрушки, к которым ваш ребенок привык, непри­вычными. За несколько месяцев ребенок успевает отвыкнуть от старой игрушки и встречает ее, как новую. И не беспокойтесь, что игрушек не хватит! Дети относятся к игрушкам так же, как многие взрослые к своему гардеробу: любят, чтобы их было много, но ис­пользуют далеко не все, что у них есть.

 

ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ, КОГДА ЗАНИМАЕШЬСЯ С ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ

 

Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным

Разговаривая или играя с ребенком, родители, по-видимому, под­сознательно дают ему определенное время для ответа. Часто при­ходится видеть, как мать, обращаясь к младенцу, некоторое время ждет ответа, а затем отворачивается и переходит к другим делам. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства ро­дителей примерно одинаково1. Однако ребенку с особыми нужда­ми требуется для ответа больше времени, поэтому родителям сле­дует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт. Так, например, ребенок с церебральным параличом испытывает затруднения в «организации» движений глаз и лицевых мышц: чтобы ответить улыбкой на улыбку, ему требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реак­ции, подождите столько, сколько подсказывает вам подсознание, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будь­те терпеливы.

 

 

 1   См.: Cunningham, С. et al. (1981) "Behavioural and linguistic develop­ments in the interaction of normal and retarded children with their mothers" Child Development 52, 62-70. См. также Jones, О.Н.М. (1977) "Mother-child communication with pre-linguistic Down syndrome and normal infants". В H. R. Schaffer (ed) Studies in Mother-Infant Interaction. London, Academic Press.


Повторение и настойчивость                 

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

 

Несколько лет мы с Джеком повторяли в соответствующих ситуа­циях простые слова: «папа», «мама», «купаться», «пить» и т.д., учи­лись класть предметы в коробку и доставать оттуда, играли в прят­ки — ни малейшего эффекта! Но вот однажды мы заметили, что Джек понимает нас. А через некоторое время он активно вклю­чился в наши занятия, и мы поняли, что дело того стоило!

Оглядываясь назад, мы видим: все, что мы делали снова и снова без видимых результатов, теперь начинает оправдывать себя. С самого начала мы при любой возможности разговаривали с На­ташей: «Покажи ножку! Да, это твоя ножка". И так каждый день. Теперь Наташа без подсказок поднимает ногу и показывает мою ногу, свою туфельку, мою туфлю и туфли всех остальных.

 

Давайте своему ребенку достаточно времени на ответ

 

Недостаток отклика

Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недо­статком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку свою любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается,— не сдаваться и продолжать любить своего ребенка. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.

О том, как добиться отклика у ребенка, мы более подробно расскажем в гл. 8, на с. 108-109; а о том, какие стратегии помога­ют справляться с раздражением и отчаянием, рассказано в гл. 1, с. 10-11.

 

Мультисенсорный подход

Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, ес­ли к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются за­действовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, что­бы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, вклю­чите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, по­кажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зри­тельные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто пока­зать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попро­бовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему).

Даже взрослые нередко сталкиваются с этим явлением: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали,— словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающи­ми закрепить новые сведения в памяти.

 

Постоянство и предсказуемость              

Дети любят четкий режим дня и постоянстно окружающей обста­новки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.

Если ваш ребенок страдает нарушениями восприятия или не­достатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства. Избе­гайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квар­тире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное). Рано или поздно детям приходится выйти в «большой мир», неизвестный и пугающий. Им будет гораздо легче научиться ориентироваться в нем, если дома они привыкли к постоянству и порядку. Постарайтесь со­здать для ребенка расписание (т. е. ребенок должен вставать, ло­житься, обедать и т. п. в одно и то же время) и четкие правила по­ведения (например, «есть и пить можно только сидя за столом»). Однако расписание не должно мешать жить: вовсе не обязательно, например, каждый день отправлять ребенка в постель ровно в 19:00, однако ребенок должен каждый день ложиться между 18:30 и 19:30, а не между 19:00 и 22:00. Кроме того, некоторые вариации в расписании необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фик­сацию на расписании, свойственную некоторым детям.

 

Важность обобщения приобретенных навыков

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что ребенок способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посто­ронними людьми. В частности, профессионалы всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом. Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором пред­метов, на которых тренировался дома, но и с незнакомыми веща­ми. Если ребенок освоил навык с одним набором предметов, скорее всего, не растеряется и с другими, однако вы должны дать ему возможность проверить себя.

Дайте ребенку как можно больше возможностей. Предостав­ляйте ему различные предметы для игры, побуждайте играть в различной обстановке. Пусть он научится экспериментировать и расширять свои познания об окружающем мире.

 

Не «застревайте» на одном навыке

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и раз­вивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребен­ка. Это может произойти от того, что окружающие постоянно спра­шивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» и т.п., или мо­жет быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно. Так или иначе, подобное «застревание» вредно для ребенка. Во-первых, при этом родители забывают о других навыках, также очень важных и необходимых для полноценного развития. Во-вторых, ребенок —целостная лич­ность и должен развиваться как единое целое. Навыки ребенка развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных. Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овла­деть и физическими навыками — умением брать и отпускать пред­мет, и интеллектуальным навыком —способностью сопоставить размеры коробки и предмета.

Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздей­ствие на освоение других, даже если непосредственная связь меж­ду ними не очевидна. Например, развитие навыков общения помо­гает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение. Научившись сидеть, ребенок получает больше возможностей наблюдать мир вокруг себя, ему удобнее держать игрушки и изучать их, а это удивительным образом приводит к увеличению числа вокализаций.

 

Выполнение заданий

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хо­чет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закон­чить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-насто­ящему никому не нужен.
 

ЧУВСТВУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА            

Существует опасность, что, увлекшись развитием ребенка, его ус­пехами, сравнением со сверстниками и т.п., родители забудут о самом ребенке.

Пусть прогресс ребенка не заслоняет от вас его личность. Иг­райте с ребенком в те игры, которые ему нравятся, занимайтесь тем, что он хочет. Повторяйте его действия. Войдите в его мир, постарайтесь понять, к чему он стремится, и уважайте его жела­ния. Если во время занятий ребенок вдруг начинает делать что-то необычное, не обрывайте его: подождите и посмотрите, что бу­дет дальше. Старайтесь чувствовать настроение и эмоции ребен­ка. Не стремитесь непременно втиснуть ребенка в мир своих по­нятий и ожиданий: старайтесь смотреть на мир его глазами.

 

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Не бойтесь питать самые большие надежды и делать самые опти­мистические прогнозы. Избегайте пессимизма. Не говорите: «Нет, он никогда не научится сидеть!» или что-нибудь в этом роде. Даже если у вас опускаются руки, не сдавайтесь, продолжайте работать! Любое обучение, даже если оно не дает прямого результата, развивает ребенка и увеличивает его потенциал. Возможно, со време­нем вам придется изменить свои ожидания исходя из приобре­тенного опыта, но, в любом случае, лучше ставить себе высокие цели, а в случае неудачи утешаться тем, что вы сделали все возможное.

Если вы уверены, что ваш ребенок ни на что не способен, он ничего и не достигнет, ведь тогда у него не будет стимула рабо­тать. Часто вам придется принуждать ребенка к играм или физическим упражнениям, которые ему не по вкусу. Возможно, вы буде­те чувствовать себя жестокими мучителями. Однако часто бывает, что со временем, привыкнув к этим занятиям, ребенок начинает получать от них удовольствие. И постепенно становится более умелым и самостоятельным.

Сосредоточьтесь на маленьких шагах и не пытайтесь достичь всего сразу. Делайте все, что можете, и того же требуйте от ребенка.

 

Мы с сестрой родили почти одновременно. Ее малыш с двух лет начал приносить из детского сада свои рисунки. «Наташа никогда не научится рисовать — уныло думала я. — Она даже садиться не умеет, а ведь ей уже почти два года». Сейчас Наташе три с половиной. Она не только садится, но и почти научилась вставать, а ее любимое занятие в яслях — рисование! А еще она лепит для меня пирожки и учится играть в песочнице. Теперь я более терпелива и, конечно, более оптимистично смотрю в будущее.

 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0