Особенные дети

Суббота, 18.05.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Развитие речи (ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ)3


Прямой подход                                             

Если ребенок не может сообщить о своих нуждах вербально, часто он просто приносит взрослому тот или иной предмет, чтобы сооб­щить, что от него требуется. Например, если ребенок приносит книжку, это значит «Почитай мне», если пустую чашку, это значит «Я хочу пить».

Другой способ — взять взрослого за руку и подвести к нужному предмету или положить его руку на нужный предмет. Это очень эффективный способ коммуникации, если ребенку не хватает умения сказать: «Пожалуйста, достань мне игрушку вон из того шкафа».

 

Жесты

При общении дети используют естественные жесты: например, поднимают руки, когда хотят, чтобы их взяли на руки. Вы также можете помогать себе естественными жестами при разговоре с ребенком.

 

Знаковые системы

Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с проблемами общения часто обучают «Макатону» и «Сигналонгу» — системам, в которых произносимое слово сопровождается знаком. Знаки «Макатона» и «Сигналонга» взяты из Британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этих системах используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соот­ветствующий знак.

Многие родители опасаются, что, освоив язык знаков, ребе­нок никогда не заговорит. Однако это не так. Все свидетельствует о том, что использование знаков способствует развитию речи. Хотя доказать успешность или неуспешность знаковых систем невоз­можно, исследования показывают, что дети используют знаки лишь по мере необходимости и оставляют их, как только начина­ют говорить. Некоторые пользуются «Макатоном» совсем недол­го, другим для развития речи требуется больше времени, и обще­ние знаками чрезвычайно помогает и им, и их родителям в по­вседневной жизни, для кого-то такая система оказывается недей­ственной.

 

Как «Макатон», так и «Сигналонг» воспроизводят лишь ключе­вые слова в высказываниях. Например, чтобы спросить ребенка: «Хочешь ли ты пить?», достаточно сделать знак, означающий «пить».

Для нас «Макатон» стал спасителем. В два года Кристофер выу­чил свои первые знаки — «пить» и «птичка». В два с половиной — еще два знака: «печенье» и «еще», а в три года его словарь уже заметно расширился. «Макатон» был нужен Кристоферу не для того, чтобы понимать взрослых, а для того, чтобы изъясняться самому. Однако в четыре года он начал издавать первые осмыс­ленные звуки. До овладения «Макатоном» Кристофер не мог объяснить нам, чего хочет, и часто сердился и досадовал из-за этого; использование "Макатона" помогло нам до какой-то степе­ни снять напряжение. Николас, младший брат Кристофера, начал пользоваться знаками, когда ему был год. Должна признаться, поначалу я испугалась, но по мере развития словесной речи Ни­колас отказывается от знаков, а способность разговаривать и словами, и знаками делает его необычайно общительным.

«Макатон» и «Сигналонг» несколько отличаются друг от друга, но основные идеи у них схожие. «Макатон» используется более широко, но в разных местностях его варианты несколько различаются. Если вы хотите использовать «Макатон», узнайте, какой ва­риант используется в вашей местности, чтобы ваш знаковый язык соответствовал тому, который будет использоваться логопедом, или учителями в школе.

 


 

Как разговаривать с ребенком знаками

Если вы хотите общаться с ребенком при помощи знаковой систе­мы, вам необходимо пройти курс обучения «Макатону» или «Сигналонгу". Однако, если вы хотите начать немедленно, можете просто попросить кого-нибудь показать вам несколько знаков.

— Выберите три-четыре слова, наиболее важных для ребенка. Это должны быть слова, необходимые ребенку в повседнев­ной жизни, например «кушать», «пить», «еще», «собака». Нет смысла учить ребенка таким словам, как «сигарета», «рабо­та» или «начальник». Выучите знаки, обозначающие нужные слова, и не стесняйтесь использовать их при любой возмож­ности.

— Всякий раз, когда используете в разговоре одно из этих слов, делайте соответствующий знак. Попросите всех, кто обща­ется с ребенком — родных, друзей, воспитателей в детском саду,— делать то же самое.

— Знаки — не замена словесной речи. Делая знак, всегда одно­временно произносите соответствующее слово.

— Прежде чем делать знаки, убедитесь, что ребенок смотрит на вас, иначе вы зря потеряете время.

Когда ребенок начнет понимать и использовать первые знаки, вы можете ввести три-четыре новых. Выбирайте слова, наиболее важные и необходимые для ребенка.

 

Понимание значения слов

Когда ребенок никак не может заговорить, родители часто застав­ляют его копировать звуки и называть различные предметы. Од­нако гораздо более важно научить ребенка понимать значения слов, ибо понимание — ключ к речи.

— В повседневной жизни сведите свою речь к очень простым словам, как описано выше, в разделе «Общие рекомендации». Не поддавайтесь соблазну заполнить паузы в разговоре пус­той болтовней. Снова и снова повторяйте одно и то же. Для вас это может быть очень утомительно, но ребенок, снова и снова слыша одно и то же слово в связи с одним и тем же предметом, действием или понятием, начинает понимать, что между ними существует связь.

— Говорите только о том, что происходит здесь и сейчас. У ма­ленького ребенка не развиты представления о прошлом и будущем. Не рассуждайте об абстрактных понятиях, не витайте в облаках: говорите только о тех предметах и делах, которые значимы для ребенка в настоящий момент.

— Помните, что называние предметов само по себе ребенка не привлекает: он ведь понимает, что взрослые и так знают их названия. Если вы хотите, чтобы ребенок называл предметы, поставьте эту просьбу в естественный контекст: напри­мер, дайте ребенку коробку с несколькими предметами, отвернитесь и попросите, чтобы он доставал предметы из коробки один за другим и говорил вам, что это.

— Если ребенок выражает свои желания невербально, напри­мер знаками или указыванием, «переводите» его сообщения на язык слов: «Ты хочешь молока», «Это молоко», «Хочешь посмотреть видео».

— Во время игры или повседневных процедур (купание, смена подгузников) и т.п. объясняйте вслух, что вы делаете. Гово­рите коротко, очень простым языком; но «сюсюкать» и коверкать язык не следует.

— Сделайте альбом с фотографиями любимых игрушек и знако­мых предметов: кукол, мишек, детского стульчика, ванны, домашнего животного, членов семьи и т.п. Расположите на каждой странице не более двух-трех фотографий. Просмат­ривайте альбом вместе с ребенком и просите его показать вам одну фотографию из двух или трех.

— Сделайте самодельную «книжку в картинках», вырезав из книг, журналов или цветных каталогов изображения пред­метов, привлекающих ребенка. Выбирайте то, что его осо­бенно занимает: животных, средства передвижения и т.п. Иллюстрированные детские книги, которые можно найти в магазинах, часто бывают полны картинок, для ребенка неин­тересных.

—- Рассматривайте вместе с ребенком книжки с картинками. Поначалу иллюстрации должны быть очень простыми и лег­ко узнаваемыми. Особенно хорошо подходят фотографии (например, как в серии «Что это такое?», издаваемой «Кемпбелл Букс»). Указывайте на каждую картинку, называйте то, что на ней изображено, а затем просите ребенка выбрать эту картинку из двух или трех. (Если на странице слишком много картинок, прикройте лишние ладонью.) Начинайте все­гда с любимой картинки ребенка, а затем двигайтесь дальше, чтобы закрепить успех.

— Используйте повседневные события для развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:

1) одевая ребенка, называть ему предметы одежды;

2) вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать из них книжку;

3) одевать мишку или куклу;

4) предоставлять ребенку выбор (например: «Какую рубашку ты наденешь?»);

5) спрашивать, где тот или иной предмет одежды;

6) притворяться, что забыли название того или иного пред­мета одежды, и ждать от ребенка «подсказки»;

7) задавать очень простые вопросы («Где мячик?», «Где ма­ма?»). Давать простые задания («Дай ложку», «Дай мишку»), Если ребенок не отвечает, отвечать за него: «Вот мячик», «Мама здесь», «Я взяла ложку»;

8) делать забавные «ошибки». Например, надевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил. Или натянуть на но­ги ребенка свои носки, а его носки попытаться надеть себе;

9) называть части тела в естественных ситуациях, например при одевании или в ванне, во время игры «щекотушки». Дру­гие идеи вы найдете ниже, в гл.8, с. 105-106.

 

Первые слова

Вы не можете заставить ребенка произнести первые слова. Что­бы заговорить, ему необходимо понимание слов, способность про­износить соответствующие звуки и подходящий случай. Если ваш ребенок не говорит, сконцентрируйтесь на играх и занятиях, опи­санных выше, в разделах «Понимание значения слов» и «Стимуля­ция звуков». Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, научите его нескольким ключевым знакам систем «Макатон» или «Сигналонг» — все это способствует развитию речи.

 

Переход к фразам из двух слов                          

Прежде чем использовать фразы из двух слов, ребенок должен научиться их понимать. Если словарный запас вашего ребенка уже достаточно развит, пора переходить к словосочетаниям. Логопе­ды замечают, что одного лишь называния предметов для нужд об­щения явно недостаточно. Мало сказать: «Дом»; чтобы тебя поня­ли, нужно добавить: «Большой дом» или «Хочу в дом». Поэтому, помимо существительных, следует обратить внимание на понима­ние и использование глаголов (гулять, кушать, спать, давать) и предлогов (в, на, под), а также, во вторую очередь, прилагатель­ных (большой, красный, горячий и т.д.).

Важно понять, что под «фразой из двух слов» имеются в виду два слова, обладающие значением: союзы и междометия в счет не идут. Кроме того, необходимо убедиться, что ребенок действительно понимает значение фразы, а не угадывает его по контек­сту. Если, когда вы даете ребенку куклу и чашку и говорите: «Кукла хочет пить", ребенок немедленно принимается «поить» куклу — это еще ничего не значит: ведь у него нет особого выбора. Чтобы убедиться, что ребенок понимает значение этой фразы, дайте ему куклу, мишку, чашку и гребешок.                         

— Всякий раз, когда ребенок произносит одно слово, добавляй­те к нему второе. Если он говорит: «Собачка», отвечайте: «Со­бачка кушает» или «Собачка спит». Если он просит: «Еще!», отвечайте: «Еще морковки» или «Еще молока».        

— Описывайте то, что происходит вокруг вас, используя про­стые фразы из двух слов, например: «собачка бежит», «птич­ка летит», «малыш плачет», «кошка спит», «машина стоит».

— Чтобы убедиться, что ребенок понимает двухсловные фразы, используйте простые команды из двух слов. При этом убедитесь, что ребенок не может понять значение команды из контекста. Например: «Поцелуй бабушку!» (если в комна­те есть кто-то еще), «Возьми мячик» (если рядом есть и дру­гие игрушки).

— Рассматривайте книжки с картинками и обсуждайте, что де­лают изображенные на них люди, животные и предметы.

— Используйте картинки, на которых люди совершают различ­ные простые действия, например мужчина пьет, женщина ест, ребенок плачет. Просите ребенка выбрать из двух-трех картинок нужную и сказать, чти на ней нарисовано.

— В повседневных ситуациях старайтесь употреблять два сло­ва вместо одного. Вместо «Кушай», «Пей» говорите: «Кушай хлеб», «Пей молоко» и т.п.

— Используйте кукол или мишек для сюжетной игры, отража­ющей повседневную жизнь ребенка, и описывайте игру про­стыми фразами из двух слов: «Кукла кушает», «Кукла чита­ет», «Мишка спит».

 

Понимание абстрактных понятий

Для освоения абстрактных понятий ребенку необходимо разнооб­разие ситуаций, иначе он может так и не осознать их абстрактного значения.

— Как можно чаще, при любой возможности называйте ребен­ку абстрактные понятия: горячий-холодный, верх-низ, внутри-снаружи, открытый-закрытый, высокий-низкий, тяжелый-легкий.

— Читайте вместе с ребенком книги, в которых рассматрива­ются и иллюстрируются эти понятия.
 
 
 
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Баннер kusem's portal 88*31
Ссылки
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0